Осма́нская импе́рия, официально Высо́кое Осма́нское Госуда́рство (осм. دولت عالیه عثمانیه — Devlet-i Âliyye-i Osmâniyye ) — государство османских султанов, существовавшее с 1299 по 1923 годы. В Европе Османскую империю часто называли Оттоманской империей, Высо́кой (блистательной) По́ртой или просто По́ртой. В период расцвета в XVI—XVII веках государство включало Анатолию, Ближний Восток, Северную Африку, Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы.
Анатолия (Малая Азия), в которой расположена современная Турция, в древности была колыбелью многих цивилизаций. Турки-сельджуки, которые появились здесь в XI веке, были первой волной тюркских завоевателей, и именно они начали постепенное тюркское завоевание правившей этими землями Византии, ассимиляцию её греческого населения и усвоение её культурного наследия.
Наследницей первых тюрок-завоевателей стала Османская империя, которая завершила завоевание Византии взятием в 1453 году Константинополя.
________________________________________________________________________________________________
Взятие Константинополя сделало Османское государство могущественной державой. Это была уже не орда в 50 000 мужчин и женщин; это было государство, способное выставить армию в 250 000 чел., сохраняя в то же время сильные гарнизоны в различных местах обширной территории.
Такой рост численности турок объясняется лёгкостью, с которой они ассимилировали другие народности, тюркские племена Анатолии, греков, славян; из среды последних турками делались все те, кто соглашался пожертвовать религией ради приобретения привилегированного положения — а таких было немало. Балканские народы должны были платить налог не только деньгами (джизье), но и детьми (девширме), из которых после обращения в ислам воспитывали янычар и капы-кулу — личных рабов султана. Родители часто сами добровольно отдавали своих детей турецким чиновникам, так как при дворе рабы достигали иногда очень высокого положения. Происхождение от христианских родителей нисколько не мешало карьере. Так, великим визирем при Мехмеде II был Махмуд-паша, сын православных серба и гречанки. При Сулеймане Кануни великим везиром был также бывший раб Мехмед Соколлу паша (Соколович).
Изменение физических черт турок ускорялось тем, что гарем турок по большей части состоял из пленниц европейского или кавказского происхождения. В политическом и культурном отношении завоеватели Константинополя тоже далеко не были ордой Османа; они представляли собой большое государство с сложной администрацией и сложным характером жизни. Сами турки составляли в нём привилегированное, преимущественно военное, также чиновное сословие, но отнюдь не замкнутую касту. Исключительно из них назначались администраторы и судьи; они же были армией.
Воинской повинности для покорённых христианских народов османы никогда не вводили, хотя брали иногда вспомогательные отряды у вассальных народов. Многие турки получали в виде наград или иным способом приобретали значительные земельные владения (чифлики) и являлись крупными помещиками, хозяйничавшими в своих поместьях при помощи крепостного труда подвластного христианского населения. Рядом с ними появились и мелкие землевладельцы-крестьяне, частью турки, но по преимуществу греки, сербы или болгары, принявшие ислам. Впрочем, и положение завоёванных христианских народов под властью османов (кроме, разумеется, рабов) было, особенно в первое время, не особенно тяжело, вероятно, немногим легче, чем положение низших классов народа в тогдашней Западной Европе. Покорённые народы были ценны для турок как плательщики податей; лишать их возможности трудиться при более или менее нормальных условиях не было интереса.
Османы сознательно сохраняли местное самоуправление подвластной «райи»; о религиозных преследованиях они и не думали. Тотчас после взятия Константинополя Баязет* предложил греческому духовенству избрать нового патриарха (прежний был убит во время осады) и немедленно утвердил избранного. Для его охраны была приставлена стража из янычар, что сразу придало ему характер турецкого чиновника. Патриарх вместе с собором получил значение верховного управления над греками и суда в спорах между ними. Они могли назначать грекам наказания, до смертной казни включительно, и османские власти обыкновенно без возражений приводили их в исполнение. Точно так же поступали турки и с другими народами. Этим они легко примиряли их на первое время со своей властью, но церковь становилась силой, которая впоследствии немало содействовала освобождению этих народностей. В первые столетия турки искусно сеяли раздоры между греками и сербами, сербами и болгарами посредством отдельных привилегий в пользу то одной, то другой народности.
*Имя Султана изменено